/ Новости сайта / Гражданское право / Как получить компенсацию за задержанный рейс?
14.04.2021

Как получить компенсацию за задержанный рейс?

Перевозчик оказывается за гранью конфликта, так как на нем не лежит ответственность за сорванный рейс. Но если во время судебного процесса выяснится, что авиакомпания намеренно отменила самолет, можно получить денежную компенсацию в двойном размере. Подобные случаи нередки на практике.

Что делать, если рейс задержан?

Тысяча человек в день – именно столько пассажиров сталкиваются с проблемой задержки рейсов на территории РФ, согласно информации официального источника. Безутешная статистика за 2020 демонстрирует, что порядка 360 000 не смогли воспользоваться оплаченными услугами перелета.

Если рейс был задержан, нужно быстро отреагировать, обратившись к сотруднику организации за объяснениями. Работник компании огласит причину, обозначит время совершения рейса, при поступлении новых сведений постарается проинформировать.

За пассажиром закрепляются следующие права при возникновении непредвиденной ситуации в аэропорту:

  • ожидание свыше 2 часов предполагает получение напитков, горячее питание предоставляется через 4 часа;
  • совершить 2 звонка или отправить несколько сообщений на email, если время ожидания превысило 2 часа;
  • получить комнату, если одному из субъектов меньше 7 лет;
  • размещение в гостинице, транспортировку на место и в обратном направлении (уточнить о наличии такой возможности нужно у сотрудников авиакомпании) в случае задержки на 8 часов в дневное или на 6 часов в ночное время;
  • оплачиваемое компанией хранение вещей.
  • За пассажиром закрепляется право на получение денежной выплаты. Он может отказаться от услуг компании, тем самым получив часть стоимости билета или затребовать от организации компенсацию, а также выплату за моральный вред.

Первый вариант позволяет получить средства даже за билеты, не подлежащие возврату. Достаточно получить отметку в посадочном талоне или обзавестись через сотрудников организации документов, подтверждающим задержку или отмена рейса. После формируется заявление, направляемое на сайт перевозчика. Можно выслать документ ему на email.

Авиакомпании стараются быстро урегулировать конфликт. Заявление проверяется быстро, организация утверждает прошение, возвращает положенную сумму на счёт, принося свои извинения.

Получить компенсацию или выплату за моральный вред гораздо сложнее. Первый шаг – обращение в организацию. Сперва проводятся переговоры в досудебном порядке. Без них судья может отказаться рассматривать дело.

От грамотности претензии зависит шанс на успех мероприятия. Потребуется указать персональную информацию, остановить номер телефона и email, день приобретения билета, номер рейса, планируемое время вылета, период переноса и т.д. Также потребуется указать реквизиты, на которые авиакомпания должна перевести средства.

Перечисление фактов без доказательств не продвинет дело. Для подтверждения правоты своих слов достаточно получить справку о задержке у организационного представителя. Она выдается в аэропортовых стойках.

Чем больше письменных доказательств будет предоставлено, тем выше шанс, что решение суда будет вынесено в пользу пассажира. К примеру, если компания отказалась предоставить положенный бесплатный номер в гостинице, нужно приложить соответствующую квитанцию. Ещё одним доказательством послужат скриншоты сообщения о задержке. Суды учитывают такое подтверждение правоты слов субъекта.

Компании стараются урегулировать конфликт в досудебном порядке, но некоторые организации отказываются, полагая, что пассажир откажется подавать судебный иск.

Размеры компенсационных выплат

Размер компенсации зависит от вида перелета. На сегодня действуют следующие нормы:

  • Внутренний рейс. 25% МРОТ за каждый час просрочки. Стандартная сумма МРОТ для расчета этой выплаты составляет 100 рублей. Размер конечной выплаты не должен превышать половины стоимости билета.
  • Авиаперелет ЕС. За перенос рейса за 3 часа полагается компенсация в размере от 250 до 600 €.
  • Рейс международного формата. Пассажир может получить до 4 150 СДР, если отмена рейса привела к нанесению ущерба. Курс СДР на середину февраля составляет чуть более 106 рублей.

Взыскание компенсации проводится по установленному алгоритму вне зависимости от вида перелета. Единственная разница состоит в том, что претензия может составляться на национальном языке перевозчика.

Нормы, действующие на территории РФ, а также европейские нормы имеют множество схожих моментов. Согласно регламенту, ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 Воздушного кодекса, компания притягивается к ответственности, если:

  • борт или экипаж не подготовили своевременно к вылету;
  • некорректно составлено расписание;
  • пассажир не смог взойти на борт из-за овербукинга (совершено больше продаж билетов на конкретный рейс, нежели имеется мест в наличии);
  • перелет не совершается, так как считается убыточным.

Перевозчик тоже имеет свою правовую защиту. Общее правило гласит, что перевозчик не понесет ответственности при условии предоставления доказательств отсутствия собственной вины или наличия обстоятельств непреодолимой силы.

В ст. 401 ГК РФ присутствует трактовка этого термина. Обстоятельство непреодолимой силы – это то, что невозможно предотвратить, выходящее за рамки компетенции и возможностей лиц, учитывая текущие обстоятельства.

К подобным обстоятельствам можно отнести катастрофы, внезапное ухудшение погодных условий. Один из ярчайших примеров последнего времени – перекрытие границ из-за бушующей пандемии. Перевозчик не мог предусмотреть подобного развития событий.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Ст. 401 ГК РФ позволяет перевозчикам избежать ответственности за сорванный или перенесенный рейс. Пассажиры нередко пытаются затребовать денежную компенсацию, ссылаясь на любые возможные пробелы в работе организации.

К примеру, в одном из дел, рассматриваемом судом, пассажир пытался взыскать с организации средства за срыв сроков перелета. В претензии было указано, что самолет вылетел с задержкой в 9 часов. У субъекта был оплачен отдых в отеле, но из-за переноса рейса он отдохнул не положенную неделю, а лишь 6 дней. Причина задержки состояла в ухудшившихся погодных условиях. Суд принял решение в пользу авиаперевозчика, так как неблагоприятные метеорологические условия попадают в перечень обстоятельств непреодолимой силы.

Плохие погодные условия – весомый повод в глазах судьи, но наличие такого аргумента не делает ситуацию гарантированно проигрышной для субъекта. Нужно установить, какие погодные минимумы действовали для целевого экипажа. У воздушных суден индивидуальные критерии.

Чтобы гарантировать собственную победу в суде, перевозчики могут предоставить акт, свидетельствующий об устранении неисправности в самолете. Наличие поломки может быть и случайностью, и промашкой со стороны компании. Организации нередко игнорируют установленные требования по своевременному проведению технического осмотра, что приводит к задержке или переносу рейса.

Нужно внимательно изучить доказательства со стороны ответчика. При наличии сомнений можно воспользоваться услугой экспертной оценки.

Практика в пользу пассажира

Авиакомпании, при всём своём желании, не могут исключить вероятность обращения пассажира в суд. В одном из дел была следующая ситуация.

Вылет был задержан, поэтому пассажир не смог своевременно попасть на стыковочный рейс. Ситуация предрасположила к тому, что субъекту потребовалась покупка билетов на иное судно. Перевозчик указал в ответе на претензию, что вылет был задержан из-за устранения технической неисправности. Суд встал на сторону истца, так как представленные доказательства не отображали серьезности проблемы, а необходимые ремонтные работы можно было провести в кратчайшие сроки.

Было ещё несколько схожих дел, но судебный вердикт не изменялся. Арбитры склонялись к тому, что ситуации не попадали под классификацию «обстоятельства непреодолимой силы».

Ситуации с международными перелетами обладают неоднозначностью. Авиакомпании, вместо положенных компенсационных выплат по регламенту ЕС, пытаются возместить ущерб, ссылаясь на Воздушный кодекс. Размер суммы может отличаться в несколько десятков раз.

В одном из дел фигурировала подобная ситуация. Перевозчик согласился на компенсацию из-за задержки рейса, но предлагал совершить выплату согласно регламенту Воздушного кодекса. Суд, приняв во внимание все детали дела, постановил, что выплаты будут совершены согласно действующему регламенту ЕС.

У подобной ситуации есть один нюанс: получить деньги за неустойку и компенсацию морального вреда будет невозможно, полагаются лишь установленные регламентом выплаты.

Подобное положение объяснено тем, что в судах РФ слишком редко рассматривают случаи, в которых предусматривается выплата компенсации по регламенту ЕС. Практика только начинает своё формирование.

Пассажиры, попытавшись добиться справедливости в досудебном порядке, отказываются дальше продвигать дело, если натыкаются на жесткий отказ со стороны авиакомпании. Люди опасаются проигрыша дела, так как полагают, что позиция перевозчика слишком сильна.

Если рассматривать практику и имеющиеся примеры, получение предусмотренных выплат за задержку рейса является трудновыполнимой задачей. Но нельзя обходить случаи, когда субъектов удалось добиться справедливости.

Если авиакомпания ссылается на техническую неисправность, требуется уточнить, почему не предоставляется резервный самолет. Если перевозчик акцентирует внимание на неподобающих метеорологических условиях, стоит уточнить, производился ли взлет иных рейсов.

Пассажиру потребуется соблюсти ряд условий, если он преследует цель возместить убытки:

  • предоставить доказательства, что был заключен договор воздушной перевозки (достаточно билетов на самолет);
  • указать на то, что перевозчик выполняет предписанные ему обязательства по транспортировке гражданских лиц неподобающе, представить фактические доказательства;
  • установить размер убытков;
  • установить, есть ли связь между отменой или переносом рейса и понесенным материальным ущербом;
  • составить и отправить претензию в досудебном порядке, если был получен отказ, направить иск в суд.
Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0