/ Новости сайта / Гражданское право / Что делать, если водитель сбил человека?
24.07.2021

Что делать, если водитель сбил человека?

У Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации есть своя статистика. Например, в прошлом году произошло около сорока тысяч происшествий с наездом. Многие умирают в таких дорожно-транспортных происшествиях. В связи с этим водитель должен отслеживать все, что происходит на дороге, ведь пешеходы – это тоже участники движения на дороге. Они также должны соблюдать правила дорожного движения. Поэтому иногда водителей не наказывают за наезд.

Если произошел наезд на человека?

  1. Водитель должен остановить транспортное средство, включить аварийные фары и выставить на дороге специальный знак. Предметы, которые относятся к аварии, трогать нельзя. Если на улице ночь, то лучше надеть светоотражающий костюм.
  2. При возможности нужно оказать первую помощь пострадавшему человеку. Если у пешехода тяжелое состояние, то его необходимо отправить на попутной машине в медицинский пункт. Но в любом случае к месту ДТП придется вернуться.
  3. Необходимо вызвать скорую помощь и сотрудников дорожной службы. Если пешеход находится в крайне тяжелом состоянии, то его лучше не трогать, необходимо дождаться врачей. Если транспорт мешает проезду, то нужно сфотографировать и снять на видео положение автомобиля по отношению к пострадавшему и иным предметам. Только после этого можно освободить дорогу.
  4. Также рекомендуется записать и зафиксировать данные очевидцев, включая номер телефона, ФИО и адрес.
  5. Данный инцидент должен быть отмечен и в страховой организации.
  6. Инспектору дорожной службы нужно изложить все в подробностях. Тут же можно отметить замеры и схемы дорожно-транспортного происшествия.
  7. Если вы с чем-то не согласны, то это нужно указать в специальных документах.
  8. Если пешеход пострадал, то сотрудник ГИБДД возбудит дело по статье 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потом отправит водителя в медпункт, чтобы собрать дополнительную информацию о нем.
  9. Водитель должен подробно описать обстоятельства ДТП и передать фото/видео.
  10. Водитель вправе составить ходатайство о вызове свидетелей происшествия. Также есть возможность отложить рассмотрения дела, пока не появится адвокат.
  11. Если получены данные о травмах пешехода, то работник ГИБДД составляет документ об административном правонарушении. И тогда дело направляется в судебную инстанцию. Водитель должен быть готов к тому, что ему придется оплатить большой штраф. Если человек пострадал незначительно, то грозит штраф до пяти тысяч рублей и лишение прав до 1,5 лет. Если речь идет о средней тяжести – то штраф составит до двадцати пяти тысяч рублей, лишение прав на два года. В данном случае все материалы передаются следователю и тот проводит полноценное расследование. После этого дело передается в суд. Если причинен тяжкий вред здоровью, то лишение прав составит до трех лет, а срок в тюрьме – 2-3 года. Если пешеход погиб, то водителя ждут принудительные работы или лишение свободы на 4-5 лет с лишением прав на три года. Если во время аварии погибло два и более человек, то водителя ждут принудительные работы или лишение свободы на 5-7 лет с лишением прав на три года. Однако данный исход касается тех случаев, когда была зафиксирована неосторожность водителя.

Если в период расследования будет понятно, что автомобилист не виновен, то правоохранительные органы перестанут «раскручивать» дело.

Как показывает практика, инстанции очень часто лишают прав водителей, которые наехали на пешехода. Несколько лет назад произошел случай, когда водитель ехал на своем авто по одному двору. И вдруг он наехал на ребенка. Несовершеннолетний гражданин получил сотрясение и несколько ушибов. В итоге сотрудники ГИБДД, когда приехали на место аварии, выписали автомобилисту всего лишь штраф 1000 рублей, сославшись на часть 1 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полицейские сразу же опросили очевидцев, составили документ, осмотрели территорию происшествия, создали схему ДТП. Экспертиза показала, что подростку был причинен незначительный вред, в связи с этим дело было сразу же направлено в судебную инстанцию.

Стоит сразу отметить, что в суде водитель сразу же признал свою вину и не опровергал заключение сотрудников ГИБДД. Однако во время разбирательства автомобилист попросил не забирать у него водительские права, так как машина нужна для помощи родственникам. Тем не менее родители потерпевшего настаивали на лишение прав водителя. Как выяснилось, подросток нуждается в постоянном присмотре докторов. По словам родственницы, несовершеннолетнего, в одном из разговоров водитель высказывал угрозы в их адрес. Это стало причиной обратиться к юристу.

После того, как были изучены все данные, в том числе схема происшествия, фото/видео, заключение специалистов, судья установила, что ушибы возникли по вине водителя. В связи с этим гражданин был лишен прав на 1 год. Посмотреть детали дела можно в № 5-13/2019.

Такой исход дела не устроил автомобилиста, и он подал заявление в вышестоящую инстанцию. В своем заявлении он указал, что судья не так установила детали ДТП. При этом инстанция не анализировала иные документы, а только лишь довольствовалась протоколом и фактами от сотрудников ГИБДД. Судья оставил все как есть. Апелляционный орган полностью доверился устным заявлениям и протоколам полиции, которая непосредственно занималась аварией. В деле № 12-59/2019 это четко указано.

Но на этом история не закончилась, так как автомобилист решил обратиться за помощью в Верховный суд, чтобы вернуть свое удостоверение. Но и там судья встал на сторону потерпевшего. В итоге все законно и обоснованно. Водителю не удалось достигнуть поставленных задач и вернуть себе права. Посмотреть решение суда можно в деле № 46-АД19-21.

Можно ли остаться без наказания за наезд на пешехода?

Сотрудники дорожной службы не станут возбуждать дело, если вина водителя не доказана при наезде на человека. Поэтому и судебная инстанция поддержит такое решение. Например, несколько лет назад был случай, когда водитель ехала по улице, где было множество припаркованных авто. И в какой-то момент один из пешеходов попытался перейти дорогу не положенном месте. Автомобилист пытался остановиться, но все же наехал на пешехода. Человек получил вред среднего уровня.

Сотрудники полиции зафиксировали все детали происшествия и материалы были направлены эксперту. Специалист не смог установить, мог ли автомобилист остановиться перед идущим навстречу пешеходом. Хотя работники инспекции на основании протокола, документов и схемы установили, что вины водителя нет. Это стало основанием не возбуждать против нее дело.

Но пешеход отверг решение правоохранителей и подал жалобу в вышестоящую инстанцию. Пешеход был уверен, что водитель мог остановиться заранее. Суд отказал в жалобе, так как обзору автомобилиста мешали другие машины. При этом на обочине было достаточное количество автомобилей. Тем более гражданка перешла дорогу в неположенной зоне, не по зебре. Посмотреть дело можно тут - № 12-1297/2020.

Потерпевшая обратилась за помощью в вышестоящую инстанцию и написала в своем иске, что заключение специалиста не сходится с реалиями аварии. Но судебная инстанция оставила все как есть. Было продемонстрировано недостаточно доказательств вины водителя. Дело №07р-1143/2020.

Автомобилист оказывается не всегда виновен

По мнению специалистов в юридической сфере, только настоящий эксперт может определить вину водителя, когда наезд пешехода был совершен вне зебры. Если водитель по каким-то причинам не воспользовался шансом затормозить перед пешеходом, то вина будет доказана в суде. Если автомобилист не остановился перед человеком по тех. причинам, то его признают невиновным. Хотя пешеход всегда может потребовать возмещения вреда здоровью.

По словам опытных экспертов, каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально. Вина водителя во многом зависит от заключения и экспертизы, а также от слов инспектора ГИБДД.

Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0